Информация об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Условия организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в МБДОУ
ОБУЧЕНИЕ ПО ФГОС ОВЗ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ
«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб».
В. В. Путин
ФГОС ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 сентября 2016 года.
Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Совместное обучение дошкольников с равными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
Реализация людей с ограниченными возможностями здоровья является и актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и малобильных групп населения.
Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в обществе. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
■ Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
■ Каждый человек способен чувствовать и думать.
■ Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
■ Все люди нуждаются друг в друге.
■ Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
■ Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
■ Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
■ Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера.
Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.
На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?
На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе "Об образовании", а также в законе "О социальной защите инвалидов в РФ". На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ. Предоставление услуг на объекте (МБДОУ «Нивенский д/с»):
Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — имеются;
Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.
Детский сад – образовательное пространство, открытое для всех!
Кто входит в группу ОВЗ?
Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.
Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.
Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.
Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью.
Нужно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие ребята. Просто для деток с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.
Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников.
Нам очень нравится выражение: создание безбарьерного развивающего пространства. Это емкая фраза, не так ли, которая характеризует главную задачу педагога, который работает с этим контингентом деток. Мы должны сделать все, чтобы малыши с ограничениями по здоровью могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада.
Главной особенностью работы с детками, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.
Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только наше мнение, так считают многие специалисты.
В чем трудности работы с такими детьми?
Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособность, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т.п.
Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.
На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического.
Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка. Если говорить простым языком, то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников.
Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Совместное обучение дошкольников с равными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
Наш объект не имеет доступность для инвалидов и детей с ОВЗ на специально выделенных помещениях.
На все интересующие Вас вопросы можно получить квалифицированные ответы от специалистов Центра психолого-педагогической и социальной помощи «Багратионовского городского округа».
Федеральные документы
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ педагогов и обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».
http://vospitatel.resobr.ru - Журнал "Справочник старшего воспитателя"
http://doshkolnik.ru - Журнал "Воспитатель ДОУ"
http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad - Журнал "Современный детский сад"
http://www.menobr.ru/products/7/ - Журнал «Справочник руководителя»
http://www.obruch.ru/ - Журнал «Обруч»
http://detsad-journal.narod.ru/ - Журнал «Детский сад от А до Я»
http://best-ru.net/cache/9988/ - Газета «Дошкольное образование»
http://www.doshvozrast.ru/ - Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.
http://vospitatel.com.ua/ - Сайт "Воспитатель"
http://www.detskiysad.ru - Детский сад. Ру.
nsportal.ru - Социальная сеть работников образования
http://razigrushki.ru - «Раз Игрушки» - сайт для детей и их родителей;
http://packpacku.com - детские раскраски, раскраски онлайн;
http://www.zonar.info - "Оригами - Мир своими руками;
http://www.1umka.ru - «Умка - Детский развивающий сайт»;
http://bukashka.org – «Букашка», сайт для дошкольников;
http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей».
Обучалки и развивалки для детей
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.