С 2013 года в РФ действует федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
Это принципиально новый документ, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре образовательной программы, к условиям ее реализации и к результатам освоения.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
В требованиях к структуре образовательной программы и её объёму определяется содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать такие направления развития и образования детей (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие.
- физическое развитие.
Требования к условиям реализации образовательной программы содержат психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия. Особое место занимают требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть:
- содержательно-насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной и
- безопасной.
Требования к результатам освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования:
- в младенческом и раннем возрасте,
- на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (выдержки):
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- ребёнок овладевает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- ребёнок обладает развитым воображением;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
- у ребёнка развита мелкая и крупная моторика;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения;
- ребёнок проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п., способен к принятию собственных решений.